Взаимные капитальные участия

Posted by Siarl | Posted in | Posted on 11:02

«Битва арабской нации — это единая битва, в ней нет различия между борьбой против империализма и наших внутренних недугов» [63, 31.V.1957].



«Препятствие на пути единства и освобождения — гнилость внутреннего общественного устройства» [63, 22.VI.1956].



Вот отрывки из книги Мишеля Афляка «Битва единой судьбы».



«Наш социализм — это средство возрождения нашего национализма и нашей нации, это ворота, через которые арабская нация вновь входит в историю» [193, 30].



«На шкале ценностей (нации.— Г. М.) единство выше социализма» [193, 33].



«Единство — вот главное из национальных требований и революционных прогрессивных целей» [193, 83].



Во всех этих тезисах можно различить три концепции: приоритет единства и национализма перед социализмом; претензии Баас на роль общеарабской партии, причем роль исключительную и монопольную; средство для достижения целей партии — борьба против империализма и его внутренних союзников.



После неудачного эксперимента с сирийско-египетским объединением тема единства практически отошла на второй план, а по мере ослабления влияния Афляка все больше подчеркивалась необходимость социальных преобразований и опоры на массы. Приведем еще некоторые выдержки из программы партии.



«Основной долг партии, когда она находится у власти,— осуществить революционное преобразование всех социальных отношений... Отсталое, эксплуатируемое общество должно превратиться в прогрессивное, социалистическое общество» [25, 10].



Об авангардной и ведущей роли партии: «Лишь небольшая часть народа осведомлена об исторической роли и значении борьбы. Массы борются, но только авангард осознает значение битвы и видит ее в правильной исторической перспективе... Любое движение, уводящее от масс, противоречит философии нашей партии и ее исторической теории социальной борьбы... Вот разница между единственной партией и ведущей партией: единственная партия пытается осуществить перемены сама, в то время как ведущая партия зависит от народа...» [25, 6, 7, 10].



Определенное влияние марксистской мысли чувствуется в этих формулировках. Баасисты, несомненно, воспользовались опытом коммунистической партии и скопировали некоторые ее организационные черты. Это — необычное явление для сирийской политической жизни, где партии (кроме коммунистической) имели всегда характер аморфных верхушечных группировок, лишенных организации в собственном смысле слова.



Баас решительно выступает против вождизма и культа «сильной личности».

Comments (0)

Отправить комментарий