Задача лидера

Posted by Siarl | Posted in | Posted on 18:42

В ожидании своего часа, который даст им возможность приобрести должности, виллы и «мерседесы», они могут позволить себе фрондировать, возмущаться безобразиями элиты, выступать в благородной роли борцов за справедливость и приобретать тем самым популярность в народе. Но они понимают, что подлинные глубокие социальные перемены им невыгодны: ведь время идет, процесс естественной смены поколений неизбежно выведет их «наверх», вчерашние студенты получат доступ к привилегиям, носителей которых они пылко обличали, и молодая интеллигенция, воспитанная, в общем, в том же духе, что и нынешние министры, пополнит ряды бюрократической буржуазии. Эта прослойка, как и всякая бюрократия вообще, воспроизводит самое себя, и в этом секрет ее живучести.



Молодые интеллигенты, исполненные подлинного патриотизма, могли бы и в существующих условиях найти себе применение: работы непочатый край. Перестраивать на современный лад деревню, учить грамоте крестьян, лечить их, благоустраивать их быт, организовывать кружки среди рабочих, вести среди них воспитательную и просветительскую работу — эти и многие другие сферы общественно полезной деятельности могли бы поглотить энергию образованных молодых людей, но это требует самоотверженности и подлинной заботы о благе народа. Этих качеств, однако, и недостает еще слишком многим представителям молодого поколения, получившего европейское образование. В большинстве своем они способны на реформистское движение, но не на участие в революции. Было бы большой ошибкой считать молодую интеллигенцию Тропической Африки в целом силой революционной. На активное и сознательное участие в революции способна лишь наиболее передовая, пока немногочисленная часть африканской интеллигенции.



Тенденция приобщения образованной молодежи к элите проявляется в жизни не так прямолинейно. Ей противодействуют различные факторы, в том числе немалый разрыв между количеством «освобождающихся мест» в государственном и партийном аппарате и растущим числом претендентов на них. Работающая на довольно быстрых оборотах система народного образования выпускает значительно больше, чем может быть поглощено государственной службой, а именно государственная служба в столице, а не служение обществу в глухой деревне или на стройке — мечта молодого африканца, получившего образование. Ожидание затягивается, у наиболее энергичных безобидное фрондирование может перерасти в активный протест, порождающий жажду действий, стремление взять силой, чего не дают «по праву».

Comments (0)

Отправить комментарий